Лаборатория научной реставрации часов и музыкальных механизмов (ЛНРЧиММ) организована в 1994 году. Первым ее заведующим был Ю. П. Платонов. Это единственная в России реставрационная лаборатория такого профиля. Сегодня в ней работают 10 человек. Часть сотрудников – профессиональные часовщики, остальные – представители других профессий, но всех объединяет любовь к своей работе. Основная задача лаборатории – изучение, научная реставрация и обслуживание музейной коллекции часов и музыкальных механизмов, которая насчитывает около 3000 экспонатов.
Особенности этой работы вытекают из специфики часовых и музыкальных механизмов, как «пограничного» музейного объекта, то есть памятника и художественной, и технической культуры: в изготовлении корпусов участвовали лучшие художники и скульпторы своего времени, а в конструкциях механизмов использовались последние достижения науки и техники.
Механические часы – единственный вид музейного экспоната, который имеет высокоорганизованную внутреннюю структуру, самостоятельно двигается и звучит. Работающие, тикающие, звенящие, часы повышают привлекательность музея; они вносят жизнь в музейные интерьеры, придают им новое измерение, звуковой акцент; они становятся мостиком, связывающим с прошлыми обитателями этого дома: мы слышим те же звуки, что и они. Естественно, что все эти объекты требуют постоянного внимания и квалифицированного обслуживания.
Часы и музыкальные механизмы всегда были высокотехнологичными изделиями, в их изготовлении участвовали десятки различных специалистов: музыканты, бронзовщики, краснодеревщики, ювелиры, эмальеры и т. д. Поэтому и комплексная реставрация, предполагающая наиболее полное воссоздание авторского замысла, подразумевает взаимодействие с большим числом специалистов как в музее, так и за его пределами. Чтобы облик вновь изготавливаемых деталей соответствовал оригинальным, реставратор должен работать по технологиям, соответствующим авторским. Он должен совмещать знания искусствоведа и квалификацию часовщика, разбираться в конструкциях механизмов и оформлении корпусов часов разных стран и эпох. Совершенно очевидно, что совокупность таких знаний редко встречается у одного человека, поэтому крайне важно иметь дружную команду профессионалов, чье коллективное знание и умение позволяет решать все вопросы. Опыт, приобретаемый в такой работе, уникален.
Профессиональная реставрация подразумевает дифференцированный подход к каждому объекту. Степень вмешательства определяется после всестороннего изучения конкретного экспоната и согласуется с хранителем и Реставрационной комиссией. Такое согласование имеет значительный конструктивный момент: необходимо постоянно осмысливать и аргументировать принимаемые решения.
Наряду с исследованием объекта, много времени занимает расчет, проектирование и изготовление недостающих элементов механизмов с учетом стилистических, конструктивных и технологических особенностей, свойственных конкретной эпохе.
В настоящее время основное внимание уделяется крупногабаритным экспонатам (настольные, настенные, напольные часы), которые после реставрации включаются в постоянную экспозицию музея или идут на временные выставки. На сегодняшний день в залах музея насчитывается около 50 действующих часов. К наиболее интересным реставрационным проектам можно отнести башенные часы Зимнего дворца, а также музыкальные часы европейских и отечественных мастеров: Гравела и Толкина (Екатерининские), П. Торнтона (Петровские), Д. Рентгена и П. Кинцинга, И. Штрассера; анимационные автоматы Дж. Кокса и П. Торклера, дрожки механические с органом и верстомером Е. Г. Кузнецова, часы «Павлин».
Сотрудники лаборатории активно сотрудничают с коллегами в России и за рубежом, проводят консультации и оказывают практическую реставрационную помощь музеям Петербурга, России и зарубежных стран. В 2010 году работа лаборатории была удостоена Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.